"Почитайте как во Франции гнобили крестьян в 17-18 веках"
"В англии началась промышленная революция с ткацкого станка, но продолжилась благодаря металлу и каменному углю."
"Ода географическому фатализму?))"
"Подозреваю что в это предположение не очень укладываются Индия и Китай"
Поэтому отвечать на комменты я в том посте не буду. Что касается 5, 6 пунктов того поста . Они основаны на работе профессора Попова "Почему Запад разбогател раньше, чем другие страны, и почему Китай сегодня догоняет Запад? Новый ответ на старый вопрос. - Журнал Новой экономической ассоциации, №3 (15), 2012."
Там фактологического материала намного больше чем я могу себе позволить, и пусть каждый кто с ним не согласен , накатает критику сравнимую по объему и фактологии.
2. Всегда были любители неспециалисты ( и я в том числе ) ответить на сложные вопросы простыми ответами. И историческая наука вроде как дает к этому повод. Исторический теорий которые одним фактором пытаются объяснить сущее и произошедшее полно. И классовая теория Маркса. И теория открытого общества с его поединком тоталитаризма и демократии Поппера. И пассионарные волны Гумилева. И волны основанные на смене технологических укладов. И теории принуждения, изменений климата, личностей, циклов на солнце, освоения новых пространств и прочая многочисленная и различная клиодинамика (хотя я уважаю Турчина). Мое мнение, начитавшись подобных объяснений, что пока на земле нет своего Гари Шелдона, хотя психоистория уже вроде есть, и что все намного сложней, и в лучшем случае зависит от сонма многочисленных факторов. И уж если возникают споры по ближайшему прошлому, почему распался СССР, к примеру, с сотней версиий его гибели. То уж более дальние исторические события , обсуждаемые тем более в отсутствии фактологической базы, вообще сплошная демагогия. И тут дело вкуса каждого какой из гипотез ему придерживаться и какая соответствует его картине мира или картина мира поменяется при прочтении новой гипотезы. Вот последнее или меня привлекает больше. Хочется узнать новое и поделится им. А не обсуждать как сравнительную жесткость англичан или атцеков. (хотя это тоже интересно.)
Journal information