Решил объединить в одну статью TIMSS, PIRLS, PISA, но когда напишу заново все три части. Пока часть первая Рейтинг TIMSS
Есть мнение

Это мнение не ново. Оно возникло как только возникла письменность.
Примерно такие же доводы, как 2500 лет назад можно услышать о нынешних "детях ЕГЭ", вплоть до того что это словосочетание стало мемом. Ну и конечно, то что школьное образование совсем испортилось, как бы даже не подвергается сомнению. Естественно, при приведении подобных высказываний, никакие верифицированные аргументы не приводятся, в лучшем случае Вы услышите, что Россия заняла какое то предпоследнее место среди 65 стран в рейтинге выпускников школ.
И почему то в пример ставилось образование в СССР, которое тоже никак не измерялось. Тогда даже ЕГЭ не было. Ведь единый экзамен можно долго ругать, но это объективный инструмент сравнения, измеряющий школьников в одинаковых условиях. Ну а списывали, помогали учителя родители, репетиторствовали ,натаскивали и в СССР тоже, и ИМХО гораздо больше. Но ЕГЭ кроме инструмента сравнения, еще и гигантский стимул в обучении, при произнесении слов ГИА или ЕГЭ школьник начинает лучше слушаться и становится более прилежным в обучении.. Но ЕГЭ не годится в сравнениях год от года или в сравнениях с другими странами. Для этого есть международные тесты, коих было проведено довольно большое количество. TIMSS, PIRLS, PISA, CIVIC-1999, CIVIC-2000, ICCS-2008, TEDS-2008 и несколько других. Первые три дают динамическую картинку международного сравнения качества образования. А не точечную картину, как остальные из перечисленных.
TIMSS
Первый международный тест IAEP-II застал еще Советский Союз. IAEP-II исследовал те же возраста и те же предметы, что и TIMSS , только там была другая методика и еще один предмет география. Советский Союз выступил довольно неплохо. В Европе в 1991 советских школьников 8 класса обошли по математике только ребята из Венгрии и Швейцарии. По естествознанию самые высокие результаты продемонстрировали 13-летние учащиеся Южной Кореи и Тайваня. Советский Союз вошел во вторую группу стран, имеющих достаточно близкие между собой результаты: Швейцарии, Венгрии, СССР, Словении, Италии, Израиля, Канады, Франции и Англии, заняв при этом пятое место. По результатам выполнения теста по математике 9-летние школьники СССР разделили с Шотландией 5-6 место. Существенно лучшие результаты показали школьники Южной Кореи. Результаты советских школьников начальной школы статистически значимо не отличались от результатов школьников Венгрии, Тайваня, Италии, Шотландии, Италии и Испании. Результаты выполнения теста по естествознанию 9-летними учащимися СССР соответствовали средним результатам для всех участвующих стран. По географии наши школьники имели четвертый результат, который немного выше среднего показателя для девяти стран, участвовавших в тестировании по географии. Лучшие результаты у школьников Венгрии. Конечно стран в исследовании участвовало мало, начальные классы представили всего 9 стран, школьников 8 класса всего 14 стран. Школьники начальных классов, оказались в середнячках, а школьники 8 классов показали результаты чуть выше среднего. Никакого особого преимущества у советского образования не было. Хотя мы тогда опередили США, Канаду и Францию. 5 место из 9 по совокупности. Это чистый середняк. Ничем не отличающийся, к примеру от 32-33 места из 65 по рейтингу PISA к которому мы еще вернемся. И 5 место из 14 среди восьмикласников.
Результаты IAEP-II и TIMSS объединены

И если взглянуть на результата восьмиклассников за последние 20 лет, то прекрасно виден прогресс.
Набрано баллов по математике

Набрано баллов по естествознанию
Из середнячков, мы вышли в лидеры Европы, вместе с Финляндией, правда довольно много уступая сверстникам из некоторых стран Азии. Хотя Гонконг и Сингапур трудно назвать странами, немногим от них отличается Тайвань. Кстати поэтому пишут, сколько в исследовании участвовало экономик, а не стран.
Поэтому когда в рейтинге PISA с городскими китайцами из крупнейших городов Китая Шанхая, Макао, Сингапура, Гонконга соревнуются школьники из какой нибудь СОШ №5 с. Камышовка Смидовичского района. Еврейской АО. вместо того чтобы соревноваться со школьниками Москвы и Питера, это выглядит довольно забавно.
Впрочем такое было в 1995 году, когда в рамках исследования TIMSS-1995 решили сравнить углубленные знания по математике и физике. Россия по совокупности обеих исследований сразу заняла первое место. Спецшколы России 1995 года были лучшие в мире.
И еще раз полные результаты рейтинга TIMSS-2011.
Journal information