Национальный состав населения Украины, в 2001 году показал что там преобладает украинская нация (37,54 млн. граждан или 77,8% всего населения страны), а остальные 22,2% жителей относятся к национальным меньшинствам, среди которых русских — 8334,1 тыс. Таким образом получилось, что на фоне катастрофического сокращения численности населения Украины (3,2 млн. человек с 1989 года), количество украинцев все же возросло на 0,3%. Доля украинцев в целом по стране увеличилась на 5,1 % (72,7 % от общей численности населения в 1989 году, 77,8% — в 2001). А вот с русскими все произошло наоборот: их количество резко сократилось — на 26,6 процента за 12 лет. Их удельный вес в общем количестве населения Украины составил в 2001 году 17,3 процента против 23,1 процента в 1989 году. До начала переписи русские организации предупреждали о планируемой фальсификации данных по ее окончании. Но отрицательный результат для граждан русской национальности превзошел самые пессимистические прогнозы: русских стало «меньше» аж на 4 миллиона вместо 12 млн. до переписи, их численность составила 8334,1 тыс. Такими темпами к 2016 русских должно остаться около 4-5 миллионов человек или 12% населения
Как это происходит, загадка. Существуют несколько версий куда делись 4 миллиона русских, но все они неправдоподобны
Причина №1. Фальсификация результатов переписи
Наиболее часто в 2003 году, говорили о подтасовке результатов, а также о "нечестной" организации переписи, точнее, методах сбора статистической информации: прозвучали мнения о том, что недоучет русских произошел из-за "хорошо продуманной структуры переписи, инструктажа счетчиков, которые часто не давали в руки граждан анкеты, задавали вопросы, минуя национальный фактор, сами вносили нужные государству данные о национальности и языке" . Грубо говоря, счетчики самостоятельно внесли в анкеты те данные, которые требовалось.
Критике подверглись и сами вопросы анкеты, (нестандартные, некорректные, сбивающие население с толка) в особенности вопрос, касающийся "родного языка". Он был сформулирован следующим образом: "Ваши языковые признаки: "а) родной язык (укажите), б) если Ваш родной язык не украинский, то укажите, владеете ли свободно украинским языком". Разумеется, большинство жителей Украины владеют украинским языком, другое дело, что в повседневной жизни, как неоднократно отмечалось в СМИ, и русские и их соседи-украинцы как правило говорят на русском (в особенности, городское население), по крайней мере, именно русская речь чаще всего звучит на улицах украинских городов. Поэтому и эти данные (67,5% населения, признавшего украинский язык родным) назывались "подкорректированными".

Версия, конечно, привлекательная, но не слишком убедительная. Заранее "натаскать" переписчиков — это еще куда ни шло, но проследить, чтобы среди них не оказалось честных людей — уже сложнее. Это во-первых. А, во-вторых, сомнительно, что именно таким образом украинское руководство намеревалось решить наболевший "русский вопрос" — понятно, что подобные результаты не могли не поднять переполоха среди определенной части населения как самой Украины, так и России, не вызвать множество вопросов и не обострить тему.
Причина №2. Смена самоидентификации
Пожалуй, самое правдоподобное (из всех совсем уж неправдоподобных) объяснение произошедших изменений — смена самоидентификации.
Предыдущая перепись населения Украины проводилась еще при СССР, в рамках всесоюзной, когда называться русским было вовсе не зазорно, а, может быть, даже и выгоднее, чем украинцем. Последняя — в независимом государстве, где выгоднее и почетнее быть украинцем. Приплюсовать сюда количество детей, рожденных в смешанных браках, которые идентифицировали себя как этнических украинцев в силу возросшего национального самосознания, — и получится, что русские никуда из Украины и не пропадали, а просто стали украинцами.
Если столь масштабные изменения самоидентификации населения страны произошли именно в силу возросшего национального самосознания ее граждан, подобные тенденции должны были наблюдаться и в других государствах бывшего СССР. И действительно: результаты переписей населения Белоруссии и Казахстана, прошедшие в 1999 году, отчасти подтверждают это предположение. Количество русских за период с 1989 года по 1999 в этих государствах сократилось. Но не на 26,6%.
В Белоруссии за указанный срок на фоне общего сокращения населения (с 10152 тыс. человек в 1989 году до 10045 тыс. человек в 1999), количество белорусов увеличилось на 3,36% (7904,6 тыс. человек в 1989 году и 8158,9 тыс. человек — в 1999), а количество русских уменьшилось на 1,85% ( 1342,1тыс. человек в 1989 и 1141,7 тыс. человек в 1999 году). Это при том, что в постсоветский период отток русского населения из Белоруссии был более заметным, нежели чем из Украины. В Казахстане, при общем сокращении населения на 1246,1 тыс. человек, число казахов увеличилось на 13,3%, число русских сократилось на 17,4% (с 6062 тыс. человек в 1989 году по 4479,6 тыс. человек в 1999). Но в данном случае столь значительная убыль русских жителей Казахстана объясняется миграционными процессами: так, по данным российской миграционной службы, из Казахстана в 1993 году эмигрировали 170 тыс. русских, в 1994 — 283 тыс., в 1995 — 162 тыс., в 1996 — 121 тыс., в 1997 — 175 тыс., в 1998 — 270 тыс.
Таким образом, эта теория оказывается не слишком убедительной.
Но, даже если настаивать на неповторимости и уникальности ситуации в Украине, граждане которой поголовно назвались представителями титульной нации, встает вопрос: а так ли они этого хотели, и все ли были честны, сменив идентичность, или большинство из них — "пропавших" русских — слукавили? И если да, то почему?
Понятное дело, из-за страха. Такую точку зрения высказал, например, народный депутат Украины Леонид Грач: "В условиях насильственного вытеснения русского языка из всех сфер жизни и перевода системы образования исключительно на украинский язык даже в исконно русских регионах страны происходит откровенное третирование и дискриминация русского языка", — заявил он. Именно в силу притеснения "многие граждане Украины российского происхождения вынуждены скрывать свою национальность". Но и здесь возникают вопросы, например: населению должна быть гарантирована конфиденциальность данных, полученных в результате переписи, кроме того, как уже отмечалось, общаться между собой жители Украины по-прежнему продолжают по-русски.
Причина №3. Демографическая ситуация, миграционные процессы
Сторонников этой версии не оказалось, хотя она и была высказана — со скептической интонацией. И действительно, одними демографическими и миграционными процессами здесь ничего не объяснишь: массового оттока русских из Украины в постсоветский период не наблюдалось, кроме того, даже масштабная миграция русского и русскоязычного населения из балтийских стран и Центральной Азии не привела к столь значительным результатам.
Что же касается общего сокращения численности населения в украинском государстве, то и это не может быть убедительным доводом: во-первых, если верить данным переписи, количество украинцев за последние годы увеличилось, невзирая на прогнозируемый учеными демографический кризис, то есть получается, что рождаемость у украинцев выше, чем у других народов, проживающих в стране, что уже вызывает сомнения. Во-вторых, сокращение населения страны не могло происходить только за счет русских. Или могло? Но тогда речь идет о геноциде.
Украинские власти были лаконичны и сдержанны: статистика показала, что количество людей, идентифицирующих себя как русских, сократилось. Вот и все. А почему и насколько — пока, похоже, не известно никому. Или почти никому.
На самом деле этноцид идет другим способом
Процент обучающихся в школах на украинском языке
Анимированная карта этноцида русских.

Journal information