Не была исключением ситуация в сфере вагоностроения. В 80-х украинские вагонозаводы в год выпускали 72 тыс. грузовых вагонов — 60% от потребностей союзных республик. А Лугансктепловоз ежегодно производил около 1200 секций локомотивов — 96% всего союзного локомотивостроения.
Со времен распада СССР, украинская вагоностроительная отрасль оставалась ведущим экспортером грузовых вагонов в мире, поскольку почти половина производственных мощностей Советского Союза была сосредоточена на территории Украины, притом основным потребителем являлась Россия. Такой симбиоз работал исправно пока отношения между Украиной и Россией были гладкие. Для Украины производство грузовых вагонов было одним из основных источников валютной выручки. В 2011 году Украина произвела рекордное количество вагонов за годы независимости — 52 300 единиц. Львиную долю спроса на украинские вагоны — 74% — обеспечили российские компании, которые после кризиса 2009 года продолжали пополнять свой парк вагонов.
В том же 2011 году экспорт грузовых вагонов в Россию составил $2,7 млрд, что составило 13% экспорта товаров в Россию. Для России более дешевые украинские вагоны давали возможность экономить средства на обновлении подвижного состава и инвестировать в новые технологии вместо создания новых производственных мощностей. Еще в 2013 украинцы писали "Экономика России зависит от поставок украинских железнодорожных вагонов, авиадвигателей, турбин и тепловозов." Наконец Россия создала эти мощности общим объемом в 80 000 грузовых вагонов в год, и наступило схлопывание украинского вагоностроения.
Уже в с конца 2011 российские надзорные органы применяют к украинским производителям литья и вагонов временные запреты, ссылаясь на низкое качество литых деталей, которое по их мнению стало причиной участившихся аварий в России. В 2012 году выпуск украинских вагонов упал на 10%, в то время как производство российских вагонов выросло на 13%. Разница в динамике была обеспечена запретами на украинское литье и запретом на цистерны Азовобщемаша. 2013 год начался с запрета на украинское литье, а в августе, после начала Таможенной войны, запрет коснулся всех основных производителей вагонов в Украине. После почти двукратного падения производства грузовых вагонов в 2013 году, в 2014 производство вагонов упало еще в пять раз. (заметим что эта статья была еще до событий в Донбассе) В 2015 это производство сократилось почти до нуля.
Российский рынок украинских вагонов в $2,7 млрд, полностью перешел в российские руки.
К сожалению на укрстате нет данных по производству грузовых вагонов 1990-2002. Есть только реперные точки В 80-х украинские вагонозаводы в год выпускали 72 тыс. грузовых вагонов потом производство сократилось до 20 000
Но в общем ситуация выглядит так. В советские годы производство на Украине было в три раза больше чем в России. Теперь в России производство в несколько раз больше чем на Украине.
Во сколько раз это производство будет больше в 2015 непонятно, ведь на ноль делить нельзя.
Отрасль вагоностроения Украины с начала 2015 года демонстрирует резкое снижение объемов производства, говорится в материалах кабинета министров республики.
Снижение было десятикратным – если в январе-феврале 2014-го было выпущено 1,113 тыс. вагонов, то за 2 месяца текущего года – 108 единиц (-90,3%).
В России же кризис перепроизводства. Общие мощности около 80 000 в год. Впрочем об этом и о перспективах есть большая статья в журнале эксперт
http://www.lemtrans.com.ua/ua/press/smi/?aid=233
Ну и заодно маршрутные скорости вагонов в России http://periskop.livejournal.com/1422119.html
Кстати рекорды ставит производство вагонов метрополитена
Растет и производство локомотивного парка
Еще бы надо осветить производство пассажирских вагонов, которые в советское время импортировались из ГДР
Всего по состоянию на 1985 г только из ГДР были импортированы почти 30.000 вагонов - 22.200 вагона завода Аммендорф и 5.200 - Гёрлиц. На 1986-1990 гг. планировалось поставить еще 5.000 вагонов.
В настоящее время Россия полностью ушла от импорта пассажирских вагонов и все производит сама:. Но в принципе тут уже написано http://sdelanounas.ru/blogs/32815/
Ни в царской России ни в СССР никогда не могли сделать купейные вагоны. Этот пробел восполнила только Путинская Россия
Journal information