И по графику Буркины , зарплата педагогов сейчас 83% от средней по стране. а в 2000 была 60%. То есть идет процесс нарастания средней зарплаты в системе образования.
А как это дело было поставлено в СССР? Я уже приводил пример с царской Россией в которой учитель был высоко оплачиваемый специалист. А директор школы в табели о рангах был равен генералу. Отец Ленина , как хороший учитель получил потомственное дворянство.
В СССР падение социального положения учителей шло по нарастающей.
Авторы работы «Научные кадры СССР: динамика и структура» отмечают, что неверные приоритеты в области вознаграждения за труд нанесли существенный вред развитию науки. Снижалась аспирантская стипендия: если в 1971 г. ее размер составлял 67–79% средней заработной платы по стране, то к 1985 г. он уменьшился до 45–53%, и лишь в 1987 г. размеры аспирантской стипендии были увеличены на 30–50%. Также постепенно уменьшалась заработная плата в науке относительно доходов лиц, занятых в других отраслях. Если до 1967 г. средняя зарплата в сфере науки была на первом месте среди отраслей промышленности, то в конце 1980-х гг. уровень средней зарплаты в науке был на 3–4-м месте, а 5-е место (сразу за научными работниками) занимали работники сельского хозяйства
Аналогично «снижалась» заработная плата занятых в системе образования и ИТР (относительно оплаты труда рабочих специальностей). С. И. Никонова, отмечая динамику снижения, приводит следующие данные: в 1940 г. зарплата в советской системе образования составляла 97% среднего показателя по промышленности, в 1960 г. — 79%, а в 1985 г. — всего 63%
М. Н. Руткевич, обращаясь к проблеме доходов инженерно-технических работников, приводит следующие данные: заработная плата ИТР до Великой Отечественной войны была в 2–2,5 раза выше, чем у рабочих, занятых в основных отраслях материального производства, а к середине 1980-х гг. они практически сравнялись
По мнению С. И. Никоновой и М. Н. Руткевича, именно в послевоенный период перераспределение ресурсов в советской экономике происходило в ущерб интеллектуальному производству. Это привело к негативным последствиям: неоправданно снижался уровень относительной заработной платы той категории работников, от которой в решающей мере зависели темпы научно-технического прогресса, в результате чего, по мнению Д. Диденко, к 1970-м гг. можно говорить о нарастании процессов деинтеллектуализации советской экономики, объясняющей снижение ее конкурентоспособности
В тот же период в странах Запада шел обратный процесс — увеличение присутствия интеллектуальных отраслей в экономике и возрастание роли образования в дифференциации оплаты труда.
https://www.academia.edu/10258470/Клинова_М.А._Уровень_жизни_городского_населения_РСФСР_1946_1991_гг._в_отечественной_историографии_._монография_
Journal information