В советской Украине с 1951 был реквизирован из библиотек и его тексты не пропускала цензура. С 1989 его наследие стало возвращаться, появились памятники ему, а его тексты стало публиковать МВД Польши
http://geopolityka.net/roman-dmowski-kwestia-ukrainska-cz-5/
«Украина, отделенная от России, сделает большую карьеру?. Смогут ли украинцы это сделать? ...
Молодые, пробужденные к роли исторической нации,не имея национальных традиций, понятий, чувств и инстинктов, которые составляют кластер человеческой нации, а также из-за отсутствия политического опыта и обучения в управлении своей собственной страной, поднимающийся к независимому государству, лицом к лицу с трудностями, не всегда знают, как справиться с собой. Даже мы (поляки), которые не перестали быть большой исторической нацией, из-за относительно короткого перерыва в нашем существовании. После восстановления страны проявили большой недостаток опыта и большую некомпетентность в решении задач, которые упали на нас. К счастью, таких наций мало, и, как правило, они занимаюют небольшую площадь, и образуют небольшие государства, в которых они должны решить намного меньшие проблемы.
Но Украина, однако, это не какая-то Литва с двумя с половиной миллионов жителей, где самые трудные проблемы могут быть решены заранее на лесной поляне.
Украина с первого момента столкнется с большими проблемами большого государства. Прежде всего, отношение к России. Русские должны быть очень недалекой нацией в мире, чтобы легко принять потерю огромной площади, где они имеют наиболее плодородные земли, угль и железо, доступ нефти к Черному морю. Этот пропажа угля и железа вызовут в политической системе и экономической жизни страны все вытекающие последствия. большую проблему представляет доступ к Черному морю, не этнически украинские, донские и крымские земли. Русский народ, со своими историческими традициями, с выдающимся государственным инстинктом постепенно будет решать эти вопросы. И пройдя свои проблемы, решит их. Новые украинские люди будут находить свои способы решения задач, но выяснят, что это было выше их сил.
Нет человеческой силы, способной помешать тому, чтобы оторванная от России и преобразованная в независимое государство Украина стала сборищем аферистов со всего мира, которым сегодня очень тесно в собственных странах, капиталистов и искателей капитала, организаторов промышленности, техников и купцов, спекулянтов и интриганов, бандитов и организаторов всех видов проституции: немцам, французам, бельгийцам, итальянцам, англичанам и американцам поспешили бы на помощь местные или ближайшие русские, поляки, армяне, греки и наконец, самые многочисленные и самые важные из всех – евреи. Собралась бы своеобразная Лига Наций… Все эти молодцы при участии наиболее хитрых, наиболее предприимчивых украинцев создали бы верхний слой, элиту страны. Однако это была бы своеобразная элита, потому что, кажется, ни одна страна не могла бы похвастаться такой богатой коллекцией международных каналий….
Все эти элементы с участием умных, опытных в бизнес вопросах украинцах будут производить направляющий слой, элиту страны. Но это будет особая элита, возможно, потому, что ни одна страна не может похвастаться такой богатой коллекцией международных негодяев.
Украина стала бы язвой на теле Европы; люди же, мечтающие о создании культурного, здорового и сильного украинского народа, созревающего в собственном государстве, убедились бы, что вместо собственного государства они имеют международное предприятие, а вместо здорового развития – быстро прогрессирующий распад и гниение..»
Journal information