Кризис 2001 года изувечил страну , в начале 2002 г. меньше чем за месяц в Аргентине сменились пять президентов и их несчастных и.о. Последний из них объявил дефолт по 132 (из 180) млрд долларов аргентинского долга – самый большой дефолт в мировой финансовой истории. А потом были выборы, и на них победил Нестор Киршнер. Ему особо никто и не сопротивлялся: мало кто хотел возглавить этот ужас. Пять лет правления пример Путина стоял перед глазами Кишнера. ВВП Аргентины рос на 8% в год и к 2008 г. на 20% превышал докризисный уровень. Он также как и Путин не пошел на следущий срок имея прочную репутацию восстановителя аргентинской экономики, государства и национальной гордости.
Десятки тысяч людей под проливным дождем провожали в последний путь этого принципиального последователя Путина
Сходство путинистической политики России и Аргентины поражает
Среди развивающихся стран Аргентина стоит к России очень близко по уровню жизни. Конечно, российская экономика больше, но ВВП на душу населения почти одинаковый ($15 800 в России и $14 500 в Аргентине). Относительно невелика разница и в распределении доходов среди населения: если в России 10% самых бедных получают 1,9% доходов, а 10% самых богатых – 30,4%, то в Аргентине эти показатели составляют соответственно 1% и 35% (для сравнения: в Бразилии – 0,9% и 45%). Кроме того, и в России, и в Аргентине нетипичная для развивающихся стран почти абсолютная грамотность населения.
Еще больше совпадений в последней экономической истории. В Аргентине кризис случился тремя годами позже, чем в России. В конце 2001 г. песо, торговавшийся к доллару 1:1, подешевел в три раза, а правительство объявило крупнейший в мировой истории дефолт по долгу в $132 млрд. Мгновенно 60% населения оказались за чертой бедности, а безработица доходила до 25%.
Однако с 2003 г. и до последнего времени экономика Аргентины росла на 8,8% в год. Главная причина роста такая же, как у России – высокие цены на продукты экспорта, отмечает профессор Университета Torcuato di Tella Гидо Сандлерис. Для Аргентины это соя, зерно и мясо. Последствия тоже одинаковые: инфляция в 8-10%, которая, впрочем, не омрачала рост потребления, увеличивавшийся в среднем на 8,6% в год. Правительство тоже не отставало: его расходы росли на 5% в год. «Государство субсидировало все и для всех – газ, электричество, молоко, йогурты, - не делая разницы между бедняками и средним классом», – рассказывает Сандлерис.
В 2007 г. в Аргентине успешно прошла операция «преемник», – с той разницей, что победитель набрал 46% голосов, а не 70%, а следующий за ним кандидат – 25%, а не 18%. Президентом стала Кристина Киршнер, жена прежнего президента Нестора Киршнера. А прямо накануне кризиса обе страны затеяли свои маленькие войны, которые подточили их силы перед главной битвой. Россия – с Грузией, а Аргентина – с фермерами. Президент попыталась поднять экспортные пошлины на сельхозпродукты, в частности, на сою – с 35% до 44%. В результате фермеры на четыре месяца остановили экспорт в момент, когда цены на продовольствие были на пике, и добились своего в июле, когда Конгресс проголосовал против повышения пошлин.
Россия в 2009 году стала мировым лидером в рейтинге стран, которые ввели наибольшее количество протекционистских барьеров. По данным Global Trade Alert (GTA), Россия утвердила в уходящем году 37 защитных мер, за Россией следует – Аргентина (21). А если считать с 2010 годом то Аргентина 61 защитную меру, а Россия 59.
Сходство просто поражает
Journal information