Оранжевое, это доля России в импорте газа в страны ЕС. Это доля выросла со 116 (в 2014 году) до 186 (в 2019 году) биллионов кубических метров газа.
Картинка взята из отчета по газовому рынку Европы за 4 квартал 2019 года
Не имея возможности упрекнуть Россию в том что у нее падает импорт в абсолютных величинах, махинаторы начинают упрекать ее в потере доли европейского рынка. Что так же является неправдой.
Из того же отчета "In 2019 as whole, the share of Russia in the total EU gas imports (including pipeline imports and LNG) was almost 46%. Norway had a share of 29%, while the shares of Algeria and Libya were lower (respectively 7% and 1%). The share of other LNG sources in the total EU gas imports was almost 17%. Compared to 2014, the share of Russia rose by 2%, while the share of Norway dropped by nearly 8% in the total EU gas imports. The big winner over this period was LNG, increasing its share by 9%. The share of gas from Algeria and Libya went down respectively by 2% and 1%."
В 2019 году, в целом доля России в общем импорте газа ЕС (включая трубопроводный импорт и СПГ) составила почти 46%. Норвегия имела долю 29%, тогда как доли Алжира и Ливии были еще ниже (соответственно 7% и 1%). Доля других источников СПГ в общем импорте газа в ЕС составила почти 17%. По сравнению с 2014 годом доля России выросла на 2%, а доля Норвегии упала почти на 8% в общем импорте газа в ЕС. Большим победителем за этот период стал СПГ, увеличивший свою долю на 9%. Доли газа из Алжира и Ливии снизились соответственно на 2% и 1%.
На самом деле если заглянуть в отчет 2014 года, доля России была 41%, а доля Норвегии была 39% . Доли были сравнимы. С тех пор Норвегия, потеряла 10% рынка, на самом деле так и оставшись в абсолютных величинах неизменной, около 100 биллионов кубических метров газа. Также не смотря на рост импорта газа в ЕС, произошло снижение рыночной доли Алжира и Ливии. .
Бенифициаром роста импорта газа в Европе до 2018 года была исключительно Россия
Что самое интересное, в 2010-11 году в Европе уже был один пик импорта сжиженного газа, в основном из Катара. Нетрудно догадаться, трубопроводный газ из России вытеснил из Европы катарский сжиженный газ . Долгое время в 2012-2017 годах LNG импортировалось в районе 4 млн тонн в месяц, пока не начался новый рост импорта сжиженного газа в 2018-2019 из США и опять же из России.
Что будет дальше? в первом квартале 2020 года из за эпидемии ситуация непонятна. Потребление сильно снизилось, газа стало много, немногим лучше станет ситуация во втором квартале 2020. Но по рыночным долям ситуация останется такой же, как 4 квартале 2019, со снизившимися объемами. А вот дальше начинается самое интересное. Русофобы уже начали камлать на снижение доли России за счет Газпрома. На самом деле, все европейские фирмы прекращают закупки сжиженного газа в США. Лузером в этом году станет американский газ.
Французская компания Total не будет закупать американский СПГ в летний период. Покупатели в Азии и Европе отменяют в июне 20 американских грузов СПГ. Цена на ГенриХаб, плюс цена сжижения плюс доставка в Европу, делают американский газ вдвое дороже. Он и становится проигравшим. Конечно "молекул свободы" в пику русским могут купить поляки, но они просто сами станут себе врагами. Литва к примеру уже перешла на газ с Ямала.
Ну а поскольку 20% американского газа идет в качестве попутного в сланцевых месторождениях нефти, а сланец быстро сокращается. Вместо 2 мегабочек экспорта, американский баланс достиг 2 мегабочек импорта. США становится импортером нефти и нефтепродуктов, а возможно и газа. Конечно русофобы будут рассказывать сказки про быстрое восстановление сланцевой отрасли, вот только сланцевым компаниям еще предстоит процесс банкротств. Это реальность только начинается.
В июне американские нефтеперерабатывающие заводы получат порядка девяти миллионов баррелей российской нефти — вдвое больше, чем в марте. .
По данным навигационных порталов Marinetraffic и Vesselfinder, к берегам Америки сейчас приближаются десять танкеров с российской нефтью: восемь из Усть-Луги и два из Новороссийска.
Да если нефть снова подорожает до 60, да если мировая экономика полностью востановится от Ковида, тогда возможно сланцевая добыча снова может стать безубыточной. Вот только ей чтобы остаться на месте надо непрерывно бурить. Бег красной (черной) королевы называется "Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте!". Сланцевая скважина теряет 70% дебита на второй год. Если год не бурить новые , то зачахнут и старые скважины, ведь у сланца быстропадающая добыча.
Journal information