Закон единой цены не применим к неторгуемым товарам. Торгуемые товары (tradable goods) — товары, которые могут передвигаться между различными странами. Неторгуемые товары (nontradab-le goods) — товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены, и не перемещаются между странами. Конечно можно купить бигмаков в Польше и попробовать продать их в Германии, вот только прибыли на этом не извлечешь. Разницу все равно сьедят затраты на рабочую силу, на аренду помещений, на рекламу и логистику.
В результате сравнения паритета покупательной способности валют приходится сравнивать изменяемые во времени, очень большие корзины товаров. Поиск средних по стране цен, сравнение 200 стран происходит раз в года в рамках глобального раунда международных сопоставлений ВВП. Сравнение выходит запоздалым, не проверяемым, и на прошлый момент отличающийся от действительности.
В целях упрощения, пусть примерного но сопоставимого основания для макроэкономического анализа был выбран индекс Бигмака. Причем, изначально таких товаров было много. Смотря на успех индекса бигмака, пытались ввести блинный индекс, индекс оливье, индекс борща, индекс айфона, индекс Икеи, индекс КФС (кентуккийской жареной курочки) и множество других. Но все они уступают индексу Бигмака. Большой Мак во многих смыслах, является уникальным товаром для макроэкономического анализа.
Первое, Биг Мак содержит мясо, овощи, сыр, хлеб и другие продукты, то есть его производство зависит от продовольственной инфляции. Также в него входят расходы на аренду помещений и оборудования, оплату труда, логистику и рекламу. Таких товаров, с большим содержанием компонентов труда различных секторов экономики очень мало. Вы видели рекламу салатов оливье или украинского борща без мяса, которым меряют на Украине продовольственную инфляцию. Реклама Макдональдса это довольно большой сектор в этом рынке.
Второе. Биг Мак строго следует рецептуре производя сэндвич из местных материалов. Да есть некоторые региональные отличия, скажем в Индии, говядину есть нельзя, ее в сэндвиче сначала заменяли бараниной, а теперь заменяют курицей. Он даже имеет другое название Махараджа мак. В Израиле "кошерная" версия без сыра. Но эти факторов мало и они почти не влияют на общую стоимость.
Третье, бигмак сильно распространен на планете. McDonald's сохраняет лидирующую позицию в качестве крупнейшей сети ресторанов в мире по доходам. Он обслуживает 70 миллионов человек в день в более чем 120 странах. Никакая КФС, или Икея, или Айфон не могут с ним сравниться. Я уж молчу, о том что айфоны собираются в одной стране мира, а бигмаки в 120 странах.
Четвертое.
Также, неважно пробовали вы бигмаки или нет, это не имеет никакого значения. Выполнять функцию бигмака может любой товар, к примеру машина или компьютер. Но эта машина должна отвечать вышеперечисленным условиям, а также быть достаточно популярной, при этом одинаковой несколько десятков лет, производится в сотне стран мира. Раз таких машин или компьютеров нет, то они не годятся на роль бигмака.
Ни один другой товар (в литрах бензина, килограммах гречки...операциях по удалению аппендикса...бутылках водки...смартфонах...носках...диванах...п
Некоторые предлагают другие сложные крайности

Какого жилья ?какого мяса? какого бензина?. Кто это будет считать? Кто проверять? Бигмак делается по единым стандартам, Цену вы узнаете по интернету.
Украинцы даже индекс борща в каждом издании свой делают. Одни считают на литр, другие на 5 литров (кастрюлю) третьи на ведро. Одни с мясом, другие без мяса. Покупки капусты и свеклы в разных местах. В результате нет никакой преемственности, составить временной индекс борща на пару десятков лет невозможно. А уж сравнить с другими странами задача нерешаема.
Вот как их 5 литров по другим рецептам, сравнить с нашими 4 литрами от Ходорковского. Их же борщ не такой наваристый. Кто его купит?

Ну а где у индекса борща логистика, реклама, аренда помещений, зарплата изготовителей борщей? Эти вещи не учтены. Это сравнение даже не борща, а на набора продуктов на борщ, причем продукты куплены без всякой стандартизации закупок. Просто издевательство. Индекс бигмака на порядки точнее отражает инфляцию и покупательную способность.
Альтернатива у него только одна - сотни экономистов сравнивают по 200 странам большие корзины товаров и через 2 года непроверяемо рассказывают о ППС страны. Или ППС можно увидеть в данный момент времени здесь и сейчас, в 120 странах. Да, он будет не точным, да он будет отличаться на 10-15% от того ППС о котором скажут научные мужи через пару лет. Но он оперативен. А на аргентинском кейсе он показал свою нужность .
Правительство Аргентины искусственно регулировало цены на Биг-Мак, чтобы повлиять на позиции страны в «Индексе Биг-Мака», составляемом журналом The Economist. Президент страны Кристина Фернандес де Киршнер в течение нескольких лет пыталась создать у мирового сообщества иллюзию того, что реальные темпы инфляции не отличаются или не сильно отличаются от официальных. Утверждают, что министр торговли Аргентины использовал свое влияние, чтобы вынудить аргентинский McDonalds (примерно 200 точек) продавать Биг-Маки по заниженным ценам. Компания послушалась, но перестала рекламировать Биг-Мак и «задвинула» его в самый конец меню, пытаясь таким образом повлиять на выбор покупателей и минимизировать потери, вызванные нерыночным ценообразованием. Чем всё закончилось? Авторитетные западные СМИ, такие как The New York Times и тот же The Economist обратили внимание на то, что цена Биг-Мака в Аргентине не увязывается с ценами на другие блюда в меню McDonalds. В июне 2012 года цены были отпущены, и Биг-Мак подорожал сразу на 26%.
Journal information