gloriaputina (genby) wrote,
gloriaputina
genby

Category:

Обзор круизного судостроения в России

В 2020 году,  совершил несколько круизов первый российский круизный теплоход проекта PV300 "Мустай Карим". Этот четырехпалубный теплоход был построен в России. Впервые в истории России и СССР мы строим речные пасажирские суда такой величины.





Российские пассажирские теплоходы

Поначалу России было не до круизных пароходов. Сначала у населения не было денег, позже хватало иностранных круизных судов закупленных еще в СССР. Но в последние годы, их сроки жизни подходят к концу. Необходимо их заменять, строя новые корабли либо полностью модернизировать старые, к примеру «Глеб Кржижановский» стал «Александром Пушкиным» по проекту PV18. Но проблема заключается в том что своей круизной судостроительной промышленности в России не было с царских времен. Все речные теплоходы 3-4 палубы СССР закупал за границей.

Первой ласточкой возрождения, были маленькие суда проекта ПКС-40 (цифры означают примерное количество пассажиров), построенных в 2011-2015 годах на судоверфи в Городце Нижегородской области по заказу компании «Гама» . Проект пошел, компания «Гама» решилась заказать пару судов проекта ПКС -180 типа «Золотое кольцо». На борт они берут 170 туристов. Головной корабль спущен на воду, второй спустят в начале 2021 года. В круизы эти суда еще не вышли.


В середине прошлого года на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили пассажирское судно проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский» В этом году заложат еще одно судно. По условиям контракта суда должны будут быть переданы заказчику в 2023 и 2024 годах.




Уже ходит в рейсы, четырёхпалубный теплоход, проекта PV300 «Мустай Карим».  Самое дорогое судно ( на заглавной картинке) его стоимость 4 млрд руб.  Спущено на воду и достраивается головное судно серии "Петр Великий".  Готов проект PV500 на 500 пассажиров. Есть и модификации PV300VD на 310 пассажиров.
Прототипом проекта PV300VD был проект PV09, ныне  судно "Штандарт" на 36 пассажиров


За бортом обзора остались заложенные грузо-пассажирские суда проекта PV22 «Адмирал Геннадий Невельской» «Павел Леонов» и проекта МИБ CNF11CPD «Александр Деев» и «Василий Ощепков», как не относящиеся к круизным. Но все же, это довольно крупные пассажирские суда.

Пассажирские суда в России не строили 60 лет.  В результате, все суда заказываются на верфях не имеющими опыта строительства пассажирских судов. Проекты, разработаны людьми не имеющих опыта такого проектирования. В результате, суда проходят через все детские болезни, срывы сроков и увеличения сметы строительства. Не имеющая опыта строительства гражданских судов верфь "Лотос" не может сдать головной корабль проекта PV300 «Петр Великий». "Красное Сормово" намного опытней и «Мустай Карим» по планам должен был сдан на год раньше головного "Петра Великого". Но и «Мустай Карим» сделанный на верфи "Красное Сормово", после спуска на воду, трижды вытаскивали на слип, что означает какие то исправления в конструкциях.

Почему нет опыта строительства пассажирских судов? Потому что никакой судостроительной промышленности гражданских судов СССР не существовало. Народное хозяйство СССР было подсобным хозяйством при воинской части.  К примеру, изображенный на картинке того чем славился СССР,  теплоход "Федор Достоевский, был иностранным.



На самом деле теплоход "Федор Достоевский" в девичестве был лайнером "Астор", в 1987 году сделанным на западногерманской верфи Howaldtswerke-Deutsche Werft в Киле по заказу южноафриканской компании Marine Corporation из Кейптауна. О каждом предмете на картинке можно поговорить. Но по каждому тема слишком обширна. В данном случае, затронем только круизные теплоходы.  Большие пассажирские суда строились за границей поголовно, без исключений. СССР освоить их производство так и не смог.

Дореволюционные круизные пароходы.

Первые пароходы на Волге появились в конце 1810-х годов.  В 1843 году по решению правительства было создано «Общество пароходства по Волге» с центром в Санкт-Петербурге, а регулярная пароходная навигация организована с 1846 года. Впоследствии на Волге были организованы и другие крупные пароходные общества — «Самолётъ», «По Волге», «Кавказъ и Меркурий», а также множество небольших компаний, которые конкурировали друг с другом. Пароходная компания «По Волге» имела суда «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня». Общество «Дружина» называло свои пароходы именами святых – «Александр», «Павел», «Михаил», «Владимир», «Олег» и «Игорь». Названия, более близкие к теме путешествий, придумали в пароходной компании «Самолет» - «Путник», «Странник», «Турист», и даже «Телеграф» и «Депеша». Владельцы самарского пароходного общества «Миссури» присвоили судам. С того времени по Волге ходили пароходы этого общества «Субботин», «Чернов», «Лев Сорокин», «Королев» и «Иван Любимов». Уже потом, чтобы хоть как-то приблизить имена своих судов к американской топонимике, в этой же компании решили назвать три новых парохода «Миссисипи», «Колорадо» и «Ниагара». К 1875 году на реке работало около 600 пароходов.

Пароход «Миссисипи»


Теплоход "Царьград", позже переименован в "Урицкий".


Пароход "Дворянка"


Пароходы на реках выполняли роль транспорта, то после строительства железных дорог и сокращения пассажиропотока у пароходов появилась круизная функция.
Круизные пароходы  начали строить в 1904 году. Серия пароходов «Граф».  Головной корабль был построен в Сормово в 1904 году , позже выпущены другие корабли серии, «Графиня» (1909), «Гражданин» (1910), «Баян» (1912) и «Витязь» (1912).  После 1918 года корабли переименовали «Граф» в «Усиевич», «Графиня» в «Иосиф Сталин», «Гражданин» в «Полководец Суворов», «Баян» в «Михаил Калинин», «Витязь» в «III Интернационал», а затем в «Волга».
Круизный пароход  «Баян», потом «Михаил Калинин»


Старейший круизный пассажирский пароход «Н.В. Гоголь» России построен еще в 1911 году, на верфи Сормовском заводе ( переименованной большевиками в "Красное Сормово"). Хотя он прошел столько модернизаций, что от 1911 года осталась только паровая машина.

Советские круизные теплоходы (20 штук)

Проект 1008 (Тип «Иосиф Сталин»)
В 1937 году специально для канала Москва-Волга под руководством инженера В. М. Керичева была построена флотилия совершенно новых по техническим характеристикам и дизайну комфортабельных пассажирских судов: четыре теплохода на 205 пассажиров («Иосиф Сталин», «Михаил Калинин», «Клим Ворошилов», «Вячеслав Молотов»


Проект 20 (тип «Ленин»
Работы по проектированию пассажирского судна — «экспресса для Большой Волги» начались ещё в тридцатых годах. Это судно должно было стать первым трёхпалубным волжским судном. Но до войны так и не смогли начать. К проекту судна-экспресса для большой Волги вернулись только в пятидесятых годах. За основу был взят проект тридцатых годов, который, однако, был значительно переработан специалистами завода «Красное Сормово». В результате было создано фактически новое судно, значительно отличавшееся от проекта «Страны Советов». Было решено строить суда с дизель-электрической силовой установкой. Первое судно дизель-электроход «Ленин», флагман речного пассажирского флота, было спущено на воду осенью 1958 года, а в 1959 году введён был в строй второй дизель-электроход «Советский Союз».  В 1984 году  «Ленин» сгорел во время ремонта.



Все трех и четырех палубные пассажирские теплоходы изготавливались за границей. Особенно забавно, что к делу привлекли столь прославленные судостроительные державы, как Венгрия, Чехословакия и Австрия. Советский девиз коммуниста Егора Гайдара «Если что-то будет нужно, мы купим за рубежом», возник именно тогда.

Россия  Проект 1008 (1937-1938) Двухпалубные туристические теплоходы типа «ИОСИФ СТАЛИН»
Россия  Проект 20 (1958-1959) Трехпалубные туристические теплоходы типа «ЛЕНИН»
Россия ПРОЕКТ 860 (1959 - ~1965) Двухпалубные грузопассажирские теплоходы типа «ЕРОФЕЙ ХАБАРОВ»
Венгрия  ПРОЕКТ 305 (1959-1967) Двухпалубные грузопассажирские теплоходы типа «ДУНАЙ»
Германия ПРОЕКТ 646 (1953-1956) Двухпалубные грузопассажирские теплоходы типа «БАЙКАЛ»
Германия ПРОЕКТ 588 (1954-1961) Трехпалубные грузопассажирские теплоходы типа «В. ЧКАЛОВ»
Чехословакия ПРОЕКТ 26-37 (1957-1962) Трехпалубные грузопассажирские теплоходы типа «ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
Австрия ПРОЕКТ 386 (Q-003) (1960) Двухпалубные туристические теплоходы типа «АМУР»
Австрия ПРОЕКТ Q-031 (1970) Трехпалубные туристические теплоходы типа «ВОЛГА»
Австрия ПРОЕКТЫ Q-040 и Q-040A (1974-1975) Четырехпалубные туристические теплоходы типа «МАКСИМ ГОРЬКИЙ»
Германия ПРОЕКТ 301 (1974-1983) Четырехпалубные туристические теплоходы типа «ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ»
Чехословакия ПРОЕКТ 92-016 (1976-1983) Четырехпалубные туристические теплоходы типа «ВАЛЕРИАН КУЙБЫШЕВ»
Австрия ПРОЕКТ Q-056 (1978-1979) Четырехпалубные туристические теплоходы типа «АНТОН ЧЕХОВ»
Австрия ПРОЕКТ Q-031 (1979) Трехпалубные туристические теплоходы типа «УКРАИНА»
Австрия ПРОЕКТ Q-065 (1984-1986) Трехпалубные туристические теплоходы типа «СЕРГЕЙ ЕСЕНИН»
Германия ПРОЕКТ 302 (1983-1991) Четырехпалубные туристические теплоходы типа «ДМИТРИЙ ФУРМАНОВ»

Последней советской серией изготовленной в СССР был проект 860 (тип «Ерофей Хабаров») в 1958—1965 было сделано 13 штук. Это были средние двухпалубные пассажирские теплоходы, в основном изготовленные в Киеве. Но потом, даже эту простенькую серию отдали в Венгрию и там изготавливали аналогичную 860 типу, тип 305 («Дунай»). Из реально действующих судов остался один "В.Поярков"

Это был вверх советского судостроения. Что то подобное, ходило на Миссисипи во времена юности Марка Твена, только с гребными колесами.


Впрочем было одно исключение, судно про проекту 1877 (тип Россия). Которое было сделано, в качестве речной яхты для Брежнева.


Больше отечественная судостроительная промышленность  круизные суда не строила. Вместо того чтобы построить свою верфь и делать суда самим, давая людям работу и загружая заказами смежные предприятия. В период развитого социализма, стал возможен заказ в социалистических странах (ЧССР, ГДР) и даже на Западе целой флотилии из десятков трёх- и четырёхпалубных теплоходов. И уже начиная с 1951 года в СССР стали поступать «невиданные» по размеру, архитектуре и самое главное — комфорту речные круизные суда и лайнеры, для работы на регулярных пассажирских линиях.

Венгерские теплоходы (125 судов)

Колёсные грузопассажирские пароходы проекта 737 — серия из 76 речных судов, строившаяся в городе Будапеште (Венгрия) на судоверфи «Обуда» с 1951 по 1959 годы. Размещение этого заказа на судоверфи в Венгрии — советская помощь в послевоенном восстановлении промышленности страны. Проекты, по которым строились суда (сначала проект 737, затем проект 737/205 и в завершении шел проект 737А), был морально и экономически устаревшим уже к началу строительства и необходимости в нём не было, поэтому поступившие в РСФСР и Украину суда уже через 15-20 лет были списаны


Теплоходы проекта 305 (типа «Дунай») Аналог проекта 860 (тип «Ерофей Хабаров») . Строились в Венгрии на заводе Obuda Hajogyar Budapest по заказу СССР в 1959 — 1967 годах. Всего было построено сорок девять судов

Немецкие теплоходы (114 судов)

Теплоходы проекта  588
(типа «Родина») в 1954—1961 годах  в городе Висмаре, на судоверфи VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar, носившей имя расстрелянного в концлагере немецкого коммуниста Матиаса Тезена. Всего было построено 49 теплоходов.  Проект аналогичен чешскому проекту MOL 1575.
Теплоходы были построены в 2-х сериях:  Серия I тип «В. Чкалов» (1954—1956), 11 судов .  Серия II тип «Космонавт Гагарин» (1957—1961), 38 судов

Теплоходы проекта 646 (типа «Байкал»)на верфи Warnowwerft Warnemuende в 1953—1956 годах. (ГДР). Всего было построено 15 судов этого типа.

Теплоходы проекта 301 (типа "Владимир Ильич") На верфи VEB Elbewerft Boizenburg/Rosslau Бойценбург (ГДР) в 1974—1983 годах построено 22 судна трёх различающихся серий этого типа.


Теплоходы проекта 302 (типа "Дмитрий Фурманов") На верфи VEB Elbewerft Boizenburg/Rosslau Бойценбург (ГДР) в 1983—1992 годах построено четыре различающихся серии этого типа. Сначала он был утвержден под названием проект 301, который был затем модифицирован в проект 302, потом 302М и 302МК. Всего по заказам СССР было построено 28 теплоходов проекта 302, из них 2 теплохода проекта 302М, 4 теплохода проекта 302МК.



Чехословацкие теплоходы (59 судов)

Теплоходы проекта 26-37, словацкое обозначение — MOL 1575 (типа «Октябрьская Революция») в 1957—1962 годах строившихся на верфи на верфи Národný Podnik Škoda Komárno (Чехословакия). Всего было построено 14 судов.

Теплоходы проекта 785 (типа «Россия»)  в 1952—1958 годах. годах строившихся на верфи на верфи Národný Podnik Škoda Komárno (Чехословакия). Серия средних речных двухпалубных грузопассажирских теплоходов-дизель-электроходов, предназначенных для работы на туристических и транспортных линиях.  Всего было построено 36 судов проекта 785 в трёх сериях

Теплоходы проекта 92-016 (типа «Валериан Куйбышев») в 1976—1983 годах на верфи Комарно (Чехословакия) изготовили 9 теплоходов. Речные теплоходы данного проекта были самыми большими в СССР, у них даже был туалет в каждой каюте.



Австрийские теплоходы (17 судов)

Тип теплоходов проект Q-003 (типа «Амур») Первое судно проекта сошло со стапелей верфи Österreichische Schiffswerften AG Корнойбурга в Австрии в 1960 году. Вторым судном был «Дунай»


Тип теплоходов проект Q-031 ( типа «Волга») Первое судно проекта сошло со стапелей верфи Österreichische Schiffswerften AG Корнойбурга в Австрии в 1970 году. Вторым судном был «Днепр»

Тип теплоходов проект Q-040 ( типа «Максим Горький») Первое судно проекта сошло со стапелей верфи Österreichische Schiffswerften AG Корнойбурга в Австрии в 1974 году. Вторым судном был «Александр Пушкин»

Тип теплоходов проект Q-040A ( типа «Василий Суриков») немного улучшили. Первое судно проекта сошло со стапелей верфи Österreichische Schiffswerften AG Корнойбурга в Австрии в 1975 году. Вторым судном был «Илья Репин»

Тип теплоходов Q-056 ( типа  «Антон Чехов») Первое судно проекта сошло со стапелей верфи Österreichische Schiffswerften AG Корнойбурга в Австрии в 1978 году. Вторым судном был "Лев Толстой". Серия тоже вышла не совсем удачной. Это были единственные теплоходы с бассейном для купания на верхней палубе. Бассейн их подвел.

Тип теплоходов проект Q-053 ( типа «Украина») Первое судно проекта сошло со стапелей верфи Österreichische Schiffswerften AG Корнойбурга в Австрии в 1979 году. Вторым судном была «Молдавия»

Тип теплоходов Q-065  ( типа  «Сергей Есенин») На австрийской судостроительной верфи Österreichische Schiffswerften AG в городе Корнойбурге,  с 1984 по 1986 год было построено 5 теплоходов этого проекта. Сергей Есенин, Александр Блок(Александр Грин), Валерий Брюсов, Демьян Бедный, Михаил Светлов.

Последним теплоходом построенным для России, было судно проекта 179 - RI, тип Cezanne GI. сданное в мае 1999 года на судоверфи «Smeb» в городе Мессина, Италия. Ныне это плавобщежитие "Курмангазы", приписка Актау.

Представим, что если нынешний 4 палубный теплоход стоит 4 млрд. рублей. То на 200 теплоходов заказанных за границей СССР истратил 10 млрд долларов в современных ценах. На эти деньги можно было создать свою судостроительную промышленность пассажирских судов. Теперь ее приходится осздавать Путину.

Дополнительные материалы по теме.
https://www.nevainter.com/files/File/2019/programm/material/1809/Egorov.pdf
https://rus-shipping.ru/ru/stats/?id=556
https://riverforum.net/showthread.php?t=138
https://riverforum.net/showthread.php?t=138&page=2&s=fb1d4fee88044c6c1844dd297cbd3a41
Tags: Грузооборот
Subscribe

Buy for 30 tokens
Друзья, к вам обращается человек без ног. Когда-то я был таким же, как вы, но война отняла у меня семью, надежду на будущее, дом и ноги. Я знаю, что таких историй, как моя, сотни и тысячи, мы все знаем, что мы прошли, мы знаем, кто начал эту войну, мы знаем, кто поставляет на Украину фосфорные…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 322 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →